Председатель ТК 400 Лариса Баринова: «Критика должна быть объективной и объединяющей»

Одной из самых «горячих» и спорных тем последних 2-3 лет для представителей строительного общества является тема и пути внедрения BIM-технологий в строительной отрасли. За эти годы сложилось несколько команд экспертов, которые работали по своим фронтам, нередко в общем ключе, более нередко – в спорах и конфликтах.

При всем этом в адресок участников всех этих команд звучали – и звучат - обвинения и лоббировании интересов определенных производителей программного продукта, и в желании оседлать муниципальные многомиллиардные программки, и в нерадивой конкуренции с внедрением административного ресурса.

Ситуация стала еще больше разноплановой с созданием ПТК 705, которому Росстандартом были переданы все возможности по разработке эталонов для внедрения BIM-технологий (ранее эти возможности были записаны за ТК 465 «Строительство»). Далековато не все мастера оказались удовлетворенных этим решением, и эхо этих баталий, кроме общественных заявлений сторон, отозвалось, в том числе, публикациями на портале Агентства новостей «Строительный бизнес».

Собственный взор на эту ситуацию нам представила председатель ТК 400, 1-ый заместитель председателя комитета по строительству Торгово-промышленной палаты Рф Лариса Баринова:

«На веб-сайте 20.11.2018 была размещена заметка «Минстрой Рф продолжает терять позиции в разработке норм цифрового строительства». Если честно, меня очень изумило и заглавие, и содержание заметки. Во-1-х, Минстрой Рф как хоть какой другой орган исполнительной власти является заказчиком, а не разработчиком тех либо других нормативных технических документов. Курирующий ветвь ФОИВ может также выступать координатором при формировании программки разработки сначала тех документов, которые содержат требования обеспечения безопасности продукции и услуг либо связаны с выполнением муниципальных программ. В этом плане Минстрой Рф, выполняя поручение Президента и Правительства Русской Федерации, провел определенную работу, направленную на компанию внедрения в строительной отрасли технологий информационного моделирования, в том числе разработал Дорожную карту, которая предугадывала и создание нормативной технической базы.

Организацией разработки и экспертизой нормативных технических документов занимаются технические комитеты по стандартизации. В рамках ТК 465 был сотворен ПК 5, который и занялся организацией разработки соответственных сводов правил. Я не берусь оценивать работу ПК исходя из убеждений содержания документов, т.к. не являюсь спецом в области информационного моделирования. Но как спец, который не один десяток лет занимается организацией работ по техническому нормированию и стандартизации, в т.ч. в качестве председателя ТК, отдавая подабающее активности членов ПК 5, должна отметить, что их основной недоработкой было то, что они работали в закрытом режиме и не завлекли отраслевиков-строителей и смежные ТК и ПК. Может быть потому, эти документы вызвали в предстоящем много вопросов. Я была участницей открытого заседания Рабочей группы по строительству Совета по стандартизации Росстандарта, на котором, в числе иных, рассматривался вопрос о вопросах стандартизации в области информационного моделирования в строительстве по актуальному циклу и слышала от представителей разных отраслей много приреканий в адресок ПК 5 по поводу кулуарности, отсутствия взаимодействия со смежными комитетами и отраслями и т.д. Там же прозвучало предложение сделать ПТК с очень широким привлечением к его работе не только лишь вендеров, да и методологов, представителей компаний, которые имеют опыт работы в области информационного моделирования на всех шагах актуального цикла построек и сооружений, проектировщиков идр., также членов ПК 5 и ряда смежных комитетов.

Так сложилось, что в ТК 465 председатель - Министр строительства и ЖКХ. Естественно, это конфликт интересов, т.к. заказчик (министр) заказывает разработку документа, а позже в качестве председателя ТК советует для себя (министру) его утвердить. Может быть конкретно это имеет в виду создатель заметки, который гласит о «потере Минстроем многих рычагов». Но это быстрее исключение, чем правило. Технические комитеты – это независящие экспертные организации с четкими правилами и процедурами их работы, которые выслеживают интересы всех заинтересованных сторон, а не административные придатки органов власти и совершенно не «рычаги для сотворения нормативной базы».

Я уверена, что и для Минстроя Рф и других госзаказчиков, также для бизнеса еще важнее получить высококачественные нормативные документы, по которым не будет споров и разногласий после их утверждения. Достигнуть этого можно только методом наибольшей открытости на шагах обсуждения документов и проведения их экспертизы.

С этой целью, также беря во внимание актуальность и востребованность направления информационного моделирования в строительстве и пожелания представителей ряда ТК, госкорпораций и бизнеса, Росстандарт сделал ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех шагах актуального цикла объектов серьезного строительства и недвижимости» и передал ему своим приказом возможности по голосованию в соответственных подкомитетах ТК ИСО 59. Обращаю внимание, что информация в заметке по этому поводу не соответствует реальности. Согласно упомянутому приказу подкомитеты 13 и 14 ИСО ТК 59, а члены ПК 5 присоединились к ним годом ранее, и остаются в качестве наблюдателей в этих подкомитетах и получают всю информацию в полном объеме. ФАУ ФЦС, как был членом ТК ИСО 59, так и остается им.

Решение междуведомственной Комиссии по апелляциям от 22.11.2018 об отказе в ублажении жалобы НИЦ «Строительство» на решение Росстандарта по ликвидации ПК 5 ТК 465 – избыточное свидетельство того, что все организационные меры были приняты в рамках установленных правил и процедур. Решения Росстандарта по созданию ПТК 705 с целью активизации работ по стандартизации в области технологий информационного моделирования, увеличения открытости и прозрачности работ по стандартизации, обеспечения широкого вербования представителей отраслей, проектного и экспертного общества к работам по стандартизации технологий информационного моделирования, также были вполне поддержаны Советом по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге Рф.

В согласовании с принятыми Росстандартом основополагающим государственным эталоном ГОСТ Р 57564-2017 «Организация и проведение работ по интернациональной стандартизации в Русской Федерации» и правилами по стандартизации ПР 50.1.028-2015 «Правила подготовки отзывов Русской Федерацией по проектам интернациональных эталонов» ( п. 5.4.1.1 "Секретариат РосИСО направляет проект интернационального эталона секретарю русского технического комитета/подкомитета для следующей рассылки всем заинтересованным организациям-членам русского технического комитета/подкомитета для исследования,формирования позиции по проекту и подготовки замечаний по форме, установленной в приложении А"). Видимо ПК 5 просто не обладал этой информацией, а поэтому и не делал ранее эти требования. Это снова подчеркивает, что в составе ТК должны быть не только лишь спецы в области информационного моделирования, да и методологи, спецы в области стандартизации, отлично понимающие систему нормирования и технического регулирования как российскую, так и международную. Уверена, что управляющий ПТК 705, Сергей Пугачев, сертифицированный эксперт по стандартизации, внесший значимый вклад в развитие системы технического регулирования в строительстве, в т.ч. придания СНиПам официального статуса СП в русском законодательстве о техническом регулировании,продвижении технического регламента «О безопасности построек и сооружений», участии в разработке его доказательной базы и разработке системы стандартизации в НОСТРОЙ, достойно возглавил и организовал работу ТК 705. Кстати, АНСБ ранее не один раз признавала его профессионализм в области стандартизации в строительстве.

Естественно никто не застрахован от ошибок и в работе каждого есть как плюсы, так минусы, но критика должна быть конструктивной и направленной не против кого-либо, а напротив, объединяющей в интересах дела. Работа в технических комитетах очень не обычная. Достигнуть консенсуса бывает очень трудно. Обсуждение всегда сопровождается спорами, каждый спец отстаивает свою позицию и для того, чтоб придти к общему знаменателю иногда требуется сильно много времени и сил. Но по-другому принять нормативный технический документ просто нереально. Потому, в ситуации, когда нужно с нуля сформировать систему эталонов в области информационного моделирования, когда нужно не выдумывать новые правила стандартизации, а работать в рамках имеющихся, когда нужно соединять воединыжды и координировать экспертов в области информационного моделирования, непременно необходимы мастера в области стандартизации, независимые от воздействия отдельных разработчиков программного обеспечения. В текущее время в ПТК 705 в стадии общественного обсуждения два эталона, готовятся к дискуссии еще 5 базисных эталонов, в разработке – еще несколько эталонов. Нужно активное роль всех, кто считает необходимым и принципиальным для отрасли выполнить задачку перехода на информационное моделирование в строительстве.

А АНСБ я бы пожелала беспристрастной проф оценки реальных результатов и объединяющей роли для экспертов как это всегда было».

Вытяжка MAUNFELD Lee Light (Isla) 35 см, нержавеющая сталь

Вытяжка Maunfeld Lee Light (Isla) 35 из нержавеющей стали. Модель островного типа предугадывает крепление к потолку. Вытяжка вооружена массивным вентиляционным агрегатом производительностью 1050 куб.м., который с легкостью управится с удалением запахов и грязного воздуха из кухни большой площади. Вытяжка обладает серьезным минималистичным дизайном, который отлично вписывается в формы современных кухонь. Данная модель вооружена комфортным электрическим управлением и экономным светодиодным освещением.

Достоинства:

Внимание! Кожух для кухонной вытяжки Maunfeld Lee Light (Isla) 35 Вы сможете приобрести раздельно (в набор не заходит).

Приобрести ординарную и надежную вытяжку Maunfeld, или избрать иную модель и приобрести ее по доступной цены для вас посодействуют консультанты магазинов компании.